Замкнутые системы водопользования остаются в настоящее время основным направлением рационального использования водных ресурсов и защиты окружающей среды от загрязнений, поэтому очистка сточных вод на мойках автотранспорта в большинстве случаев организуется в замкнутом цикле.
Первоначально схемы очистки сточных вод оборотных систем были нацелены на удаление взвешенных веществ, нефтепродуктов, синтетических поверхностно активных веществ (СПАВ). Но проведенные исследования показали, что в замкнутой системе оборотной воды моек автотранспорта в значительном количестве образуются ионы металлов и металлорганические комплексы, которые способствуют образованию стабильных эмульсий взвешенных веществ и нефтепродуктов в воде, ухудшая процесс мойки, а также не позволяют сбрасывать очищенную воду в канализационные системы.
Для ликвидации указанного негативного воздействия волокнистая загрузка механического фильтра (лавсан, синтепон) была заменена на клиноптиллолит Холинского месторождения (цеолит). В качестве фильтрующей загрузки цеолит был проверен на модельном растворе состава: фон – 0,01 N NaCl; pH=7, [Fe]общ=5,6 мг/л; [Zn]=4,0 мг/л; [Mn]=2,8 мг/л. Слой загрузки цеолита – 500 мм.н – 0,01 N NaCl; pH=7, [Fe]общ=5,6 мг/л; [Zn]=4,0 мг/л; [Mn]=2,8 мг/л. Слой загрузки цеолита – 500 мм. Выходные кривые представлены на рис. 1.
На мойке, имеющей общий сбор загрязненного стока и две параллельно работающие
очистные установки, в одном механическом фильтре загрузка была заменена на цеолитовую. Концентрации загрязнений в исходной воде составляли: взвешенные вещества – 200 мг/л, нефтепродукты – 25-30 мг/л, СПАВ – 15-35 мг/л. Результаты исследования представлены на рис. 2.
В течение 6 месяцев работы (с апреля по октябрь) на выходе из угольного фильтра (сорбционная очистка) концентрации нефтепродуктов и СПАВ не превышали 0,3 мг/л, взвешенных веществ – 5 мг/л.
Замена загрузки механического фильтра на цеолит с оптимально подобранной дисперсностью позволила повысить эффективность очистки, увеличить продолжительность фильтроцикла до промывки и общий период работы установок до замены фильтрующих загрузок и, как следствие, снизила эксплуатационные расходы.
В процессе эксплуатации автомоек была также разработана и внедрена система аэрационного обеззараживания очищенной оборотной воды. На рис. 3 приведена аппаратурная схема такой установки.
Фильтрующие установки для очистки вод автотранспортных моек состоят из двух фильтров: механического, заполненного цеолитом, и сорбционного, заполненного углеродным сорбентом МАУ.
Очистные сооружения автомоек совместимы с любыми аппаратами высокого давления и портальными мойками, позволяют экономить моющие средства и водопроводную воду.
Дополнительно установки могут комплектоваться системой обеззараживания воды и накопительной емкостью.
После прохождения очистных сооружений содержание взвешенных веществ сокращается с 200 до 10 мг/л, нефтепродуктов – с 50 до 0,3 мг/л, СПАВ – с 50 до 1,0 мг/л.
Очистные сооружения мойки автотранспорта, разработанные НПП «Полихим», установлены уже более чем на 300 объектах г. Санкт-Петербурга и в других регионах страны.